История

В 1992 году в Российской Федерации была создана Государственная инспекция электросвязи (ГИЭ), которая решала вопросы, связанные с регулированием использования радиочастот и радиоэлектронных средств (РЭС).

Основными задачами вновь созданной организации являлись:

  • назначение частот для радиоэлектронных средств гражданского применения и оформление соответствующих разрешений;
  • проведение международной координации и регистрации частотных присвоений РЭС;
  • выдача разрешений на эксплуатацию РЭС и ввоз их на территорию России;
  • согласование технических условий на разработку и серийное производство РЭС.

Таким образом, ГИЭ, как институт Минсвязи России, занималась регулированием деятельности только в области радиосвязи, телевидения и радиовещания. Функции регулирования в области проводной связи на ГИЭ не возлагались.

В 1993 г оду Минсвязи России принимает решение о необходимости усиления регулирующей роли государства в отрасли связи в целом. Это было требованием времени, поскольку активно начал развиваться рынок связи и в отрасль пришло много желающих предоставлять услуги связи.

15 ноября 1993 года было принято Постановление СМ РФ от 15 ноября 1993 г. № 1156 «Об утверждении Положения о службе государственного надзора за связью в Российской Федерации» , направленное на усиление регулирующей роли государства в области связи. На базе ГИЭ была создана Служба государственного надзора за связью в Российской Федерации (Госсвязьнадзор) как единая система органов Минсвязи России.

Госсвязьнадзор сыграл важную роль в обеспечении защиты прав потребителей в области телекоммуникаций в условиях перехода к рыночным отношениям в отрасли связи.

28 апреля 2000 года Правительство Российской Федерации приняло постановление №380 «О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации» , согласно которому Госсвязьнадзор был реорганизован. В результате была создана Система по надзору за связью и информатизацией (Россвязьнадзор), на которую были возложены контрольно-надзорные функции в области связи и информатизации.

25 декабря 2000 года было принято Постановление Правительства № 1002 «О Государственной радиочастотной службе при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации» , согласно которому была создана государственная радиочастотная служба. Она стала заниматься разрешительной деятельностью в сфере связи.

Постановление определило структуру государственной радиочастотной службы, которая состоит из «Главного радиочастотного центра» и 7-ми радиочастотных центров федеральных округов:

  • РЧЦ Центрального федерального округа (Москва)
  • РЧЦ Северо-Западного федерального округа (Санкт-Петербург)
  • РЧЦ Южного федерального округа (г. Ростов-на-Дону)
  • РЧЦ Приволжского федерального округа (Нижний Новгород)
  • РЧЦ Уральского федерального округа (г. Екатеринбург)
  • РЧЦ Сибирского федерального округа (г. Новосибирск)
  • РЧЦ Дальневосточного федерального округа (г. Хабаровск)

Все радиочастотные центры являются федеральными государственными унитарными предприятиями и из бюджета не финансируется.

1 января 2004 года на территории Российской Федерации вступил в силу новый Федеральный закон «О связи» . В основу этого закона положен принцип создания равных условий доступа всех граждан России к услугам связи.

3 мая 2005 года постановлением Правительства РФ № 279 было утверждено новое положение «О радиочастотной службе» . Согласно этому постановлению Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный радиочастотный центр», семь федеральных государственных унитарных предприятий радиочастотные центры федеральных округов и филиалы в каждом субъекте Федерации представляют единую организационную структуру радиочастотной службы.

12 марта 2007 года вышел Указ Президента РФ №320 «О Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия» , в результате которого Россвязьнадзор и Росохранкультура были объединены в один федеральный орган исполнительной власти. Кроме контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций, информационных технологий, связи, охраны культурного наследия и авторского права, новая Служба получила функции по организации деятельности радиочастотной службы.

27 марта 2008 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации №213 «О некоторых вопросах деятельности радиочастотной службы» . Согласно Постановлению ФГУП «Главный радиочастотный центр» и радиочастотные центры федеральных округов перешли в ведение Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.

12 мая 2008 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 724 Россвязьохранкультура преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор).

2 июня 2008 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 419, согласно которому предприятия радиочастотной службы находятся в ведении Россвязькомнадзора.

3 декабря 2008 года Указом Президента Российской Федерации № 1715 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Россвязькомнадзор преобразован в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

16 марта 2009 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» . В соответствии с указанным документом предприятия радиочастотной службы переданы в ведение Роскомнадзора.

14 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации № 434 «О радиочастотной службе» было утверждено новое Положение о радиочастотной службе. Согласно этому постановлению радиочастотная служба это специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций представляющая собой единую систему организаций, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения надлежащего использования радиочастот и радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, экспертизы и мониторинга соблюдения законодательства в установленной сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также участвующих в предоставлении государственных услуг.

На основании распоряжения Роскомнадзора от 27 марта 2014 г. № 6 «О проведении организационно-штатных мероприятий в связи с созданием территориального управления по Республике Крым и городу Севастополю и обособленных подразделений подведомственных предприятий радиочастотной службы в Крымском федеральном округе» в целях обеспечения оказания содействия пользователям радиочастотного спектра и участникам рынка связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Республики Крым и города Севастополя в ходе интеграции в инфокоммуникационное пространство Российской Федерации и перехода на российские отраслевые нормы, а также взаимодействия с территориальными органами Роскомнадзора и предприятиями радиочастотной службы было образовано Представительство ФГУП «ГРЧЦ» по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю.